Главная
Содержание
Введение
Формирование философских взглядов Платона
Учение о бытии и небытии
Гносеология Платона
Социальные взгляды Платона
Заключение
Список используемой литературы
Словарь
Указатель имен
|
БЛАГО — в
философии наиболее общее понятие для обозначения положительной ценности
(противоположность Благо— отрицательная ценность, зло); предмет или явление,
удовлетворяющие определенную человеческую потребность, отвечающие интересам,
целям и устремлениям людей. Различают естественные благи— результат стихийных
природных процессов, напр. плодородие почвы, полезные ископаемые (соответственно
естественное зло — стихийные бедствия, болезни), и общественные благи— продукты
деятельности человека. Но в обоих случаях благо составляет социальное
определение предмета, его полезное значение для человека. В зависимости от того,
какие потребности удовлетворяются, различают материальные и духовные благи. К
материальным относятся предметы питания, одежда, жилье и т. п., а также средства
производства, к духовным благам — знания, достижения духовной культуры
человечества, эстетические ценности, моральное добро, заключенное в поступках
людей, и т. п. Это деление неполно и условно, т. к. мн. ценностные явления не
могут быть отнесены ни к той, ни к др. рубрике или обладают признаками обеих
одновременно (достижения исторического прогресса, творчества, социальные
события, предметы роскоши). Человек, рассматриваемый с т. зр. его созидательных
потенций, способности творить все остальные ценности, сам выступает как высшее
благо. Противоположность интересов классов и социальных систем приводит к тому,
что благо для одного класса (общества) может быть злом для др. Поэтому благо
носит как общечеловеческий, так и классовый характер. Благо может иметь также
индивидуальный характер, если оно отвечает особым потребностям и запросам
личности. В этом смысле в понятии благо выделяют абсолютную (общечеловеческую и
общеисторическую) и относительную (исторически ограниченную, классовую,
индивидуальную) стороны.
БОГ —в религиозных учениях и
представлениях сверхъестественное всемогущее существо, сотворившее мир и
управляющее им; в иудаизме — Яхве, в исламе — Аллах, в христианстве —
святая троица (бог-отец, бог-сын и бог-дух святой и т. д.). На ранних
этапах развития религии понятия “Бог” еще не существовало (Анимизм,
Тотемизм, Фетишизм). В условиях разложения первобытнообщинного строя,
развития племенных объединений, появления классов и государства
возникают образы племенных и государственных Богов. Представление о
едином всемогущем Боге, царе небесном, сложилось как “отражение единого
восточного деспота” (Энгельс). Теология использует идеализм, философски
обосновывающий бытие Бог в виде абсолютной идеи, мировой воли, некоего
безличного разумного начала. Причины возникновения идеи Бога, ее
содержание и социальные функции раскрывают материалистическая философия
и наука. Современная теология модернизирует традиционное представление
об абсолютно авторитарном, трансцендентном и статичном Боге путем
приближения идеи Бога к миру, обоснования таких форм божественной
деятельности, которые бы свидетельствовали о его реальности и внутренней
связи с природой и обществом.
БЫТИЕ . 1.
Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания
объективный мир, материю. В применении к обществу употребляется термин
“общественное бытие”. Рассматривая материальность мира и его бытие как
понятия тождественные, диалектический материализм отвергает
идеалистическое представление о бытие как существующем до материи или
независимо от нее, а также идеалистические попытки вывести бытие из акта
сознания. С другой стороны, недостаточным является подчеркивание только
объективности бытия, т. к. в таком случае остается невыясненным вопрос о
материальном или идеальном характере бытия. Признавая бытие первичным, а
сознание — вторичным, диалектический материализм тем не менее трактует
сознание не как пассивное отражение, но как активную силу, оказывающую
воздействие на бытие. 2. Наиболее общее и абстрактное понятие,
обозначающее существование человека вообще. В этом случае бытие
следует отличать от реальности, существования, действительности и т. д.
как более конкретных и глубоких характеристик объективных процессов и
явлений.
Время — это
необратимое течение (протекающее лишь в
одном направлении — из
прошлого, через
настоящее в
будущее), внутри которого происходят
все существующие в
бытии
процессы, являющиеся
фактами.
Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) -
философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями
познания, -
теория познания.
В отличие от эпистемологии, гносеология рассматривает процесс познания с
точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту
познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции "субъект
- объект". Основная гносеологическая схема анализа познания включает
субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект
природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним
только познавательным (или праксео-познавательным) отношением. Основной
круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких
проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура
познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и
методов познания и др. Если для античной философии характерно
представление о единстве предмета и знания о нем, а также о
познавательном процессе как содержательном конфигурировании предметов и,
соответственно, фокусировка внимания на функциональной трансформации
предметности в содержании знания, то в рамках средневековой схоластики
проблематика гносеологии получает более дифференцированное развитие,
оформляются многие компоненты категориального аппарата классической
гносеологии, а попытки обосновать возможность совмещения учения
Аристотеля с христианской догматикой приводят к оформлению концепции
двойственной истины, фактически эксплицитно формирующей идею о
парадигмальности познавательных процедур и возможной множественности
парадигм, а такие направления схоластики как реализм, номинализм и
концептуализм задают различные модели познавательного процесса.
Становление опытного естествознания, остро зафиксировав проблему способа
достижения истинного знания, инспирировало конституирование оппозиции
"сенсуализм-рационализм", а, затем, и "эмпиризм-рационализм" (17-18
вв.). Статус актуальности приобретает проблема активности субъекта в
познавательном процессе (Беркли, Юм). Гносеологизм как заданная Кантом
ориентация на выделение субъективных оснований познания, сыграл важную
роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии,
утверждавших целью познания достижение абсолютной истины, а также в
критике метафизических философских построений. Различение содержания и
форм мышления в работах представителей немецкой классической философии
выдвинуло проблему множественности оснований познания и относительности
истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие
естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к
миру в центр философии. Гносеологическая проблематика становится
определяющей для неокантианства и позитивизма. Основания познавательной
деятельности классическая гносеология связывает с "изолированным
субъектом". Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является
последним источником достоверности. В таких полаганиях действительность
знания и его содержание оказываются ограниченными рамками
индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных
характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму). Пытаясь
преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены,
либо принимать формально-онтологические допущения и принципы ("врожденные
идеи" Декарта, "априорные формы"
Канта), либо генерализовать категорию "самосознание", придавая ей статус
онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг). Тем не менее, принципиальная
ограниченность исходных гносеологических абстракций и допущений
осознавалась все больше. Особую роль в этом процессе сыграла
методологическая рефлексия развития гуманитарных наук, в которых
взаимодействие исследователя с исследуемой действительностью строится
принципиально иначе, чем в естественных науках. Критика оснований
классической философии, развернувшаяся с конца 19 в. и продолжающаяся по
сей день, привела к ломке традиционных представлений гносеологии и
отказу от абстракций "самосознающего" и "изолированного" субъекта.
Современные исследования познания, фиксируя ограничения
субъект-объектных схем, вводят в качестве исходных, иные структурные
расчленения и абстракции: предметная деятельность ("практика"),
культурная норма ("парадигма"), язык и др. Традиционная гносеологическая
проблематика включается при этом в более широкий социокультурный
контекст, и, соответственно, более широкую систему понятий. Центральную
позицию в рамках гносеологии занимает
методология науки
и эпистемология (см. также Наука, Научная
картина мира) .
А.Ю. Бабайцев.
ДЕМИУРГ (греч. demiurgos, дословно —
мастер, ремесленник, в переносном смысле — создатель, творец) — в
идеалистической философии Платона и в учениях неоплатоников — творец
мира, создатель вселенной; одно из определений божества.
ДИАЛЕКТИКА (греч. dialegomai — веду
беседу, рассуждаю) — наука о всеобщих законах развития природы,
общества, человека и мышления. Научному пониманию диалектика
предшествовала долгая история, и само понятие диалектика возникло в ходе
переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже
античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего
существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую
в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное
(Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы). К подобным
исследованиям еще не применялся термин “диалектика”. Первоначально этим
термином (dialek-tike techne — “искусство диалектики”) обозначались: I)
способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство
классификации понятии, разделения вещей на роды и виды. Аристотель
считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг
анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и
множества. Сам Аристотель отличает “диалектика” от “аналитики” как науку
о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами
(Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и
неизменное, тем не менее в диалогах “Софист” и “Парменид” обосновывает
диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться
только т. обр., что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не
равен, тождествен себе и переходит в свое “иное”. Поэтому бытие
заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и
преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть
необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и
является, по Платону, искусством диалектика. Развитие диалектики
продолжали неоплатоники (Плотин). В философии феодального общества — в
схоластике — диалектика стали называть формальную логику, которая была
противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о
“совпадении противоположностей” выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В
новое время Декарт и Спиноза (первый — в своей космогонии, второй — в
учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического
мышления. В 18 в. во Франции богатством диалектических идей выделяются
Руссо и Дидро. Первый исследует противоречия как условие исторического
развития, второй, кроме того,— противоречия в общественном сознании
(“Племянник Рамо”). Важнейшим до Маркса этапом в развитии диалектики
стал нем. классический идеализм, который в отличие от метафизического
материализма рассматривал действительность не только как предмет
познания, но и как предмет деятельности. Вместе с тем незнание истинной,
материальной, основы познания и деятельности субъекта привело к
ограниченности и ошибочности диалектических идей нем. идеалистов.
Первыми пробили брешь в метафизике Лейбниц в своем учении о саморазвитии
монад и о противоречивом единстве принципов познания и Кант, который
указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом
процессах, ввел — впервые после Декарта — идею развития в познание
природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении
об “антиномиях”. Однако диалектика разума, по Канту,— иллюзия, и она
устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные
познанием только явлений. Позже в теории познания Фихте развил
“антитетический” метод выведения категорий, содержащий важные
диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое
понимание процессов природы. Вершиной в развитии домарксистской
диалектика была идеалистическая диалектика Гегеля. Гегель “впервые
представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса,
т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и
сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития”
(Маркс К., Энгельс Ф. Т. 20. С. 23). В отличие от абстрактных
определений рассудка диалектика, по Гегелю, есть такой переход одного
определения в др., в котором обнаруживается, что эти определения
односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому
диалектика есть, согласно Гегелю, “движущая душа всякого научного
развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который
вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость...”.
Результат диалектики Гегеля далеко превзошел то значение, которое ей
отвел он сам. В учении Гегеля о необходимости, с какой все приходит к
своему отрицанию, заключалось революционизирующее жизнь и мысль начало,
в силу которого передовые мыслители (рус. и некоторые др. революционные
демократы) видели в диалектике Гегеля “алгебру революции” (Герцен) .
Научное понимание диалектики было создано Марксом и Энгельсом. Отбросив
идеалистическое содержание философии Гегеля, они построили диалектику на
основе материалистического понимания исторического процесса и развития
познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе
и мышлении. Материалистическая диалектика— это глубокое, свободное от
односторонностей учение о развитии. Это также учение об отношении
человека к природному и социальному миру, о развитии человеческой
практической деятельности, общества и культуры. Наконец, это учение об
историческом развитии познания (Теория познания). Главной категорией
материалистической диалектикой является противоречие. В учении о
противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в
нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам
диалектического развития: развитие путем перехода количественных
изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание
относительно исходного момента развития и отрицание самого этого
отрицания, повторение на высшей основе некоторых сторон, черт
первоначального состояния. Именно такое понимание отличает диалектику от
всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов. Абсолютизация любой
черты, стороны, закона диалектики ведет к метафизическому ее искажению.
Материалистическая диалектика является философской теорией бытия и
человека и средством критически-революционного преобразования
деятельности, а также методом познания. Маркс особо подчеркивал
революционно-критическую сущность диалектики, ибо в понимание
существующего она вкладывает необходимость его отрицания. диалектика
оказывается поэтому наиболее адекватным средством преодоления застойных
ситуаций, где бы они ни возникали. Она является той философской
концепцией, которая в наибольшей степени соответствует проходящим ныне
революционным изменениям в социальном мире, а также в науке и технике.
Значение диалектики особенно наглядно выразилось в связи с формированием
и развитием нового мышления.
Добродетель —
философский
термин, означающий
положительное нравственное свойство характера человека,
определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное
направление воли к исполнению нравственного закона.
ДУША — термин, употребляемый иногда в
качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории
философии выражалось воззрение на внутренний мир человека,
отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией.
В представлениях первобытных людей душа рассматривалась как
нечто материальное (кровь, дыхание и т. п.) В религии под душой
понимается некая бестелесная, бессмертная нематериальная сила,
имеющая самостоятельное, независимое от тела существование в
“потустороннем” мире. В идеалистической философии души
отождествляется с тем или иным элементом сознания. У Платона это
вечная идея, у Гегеля — низшее, чувственное проявление духа в
его связи с материей (чувствующая и деятельная душа). В
дуалистических учениях душа понимается как нечто изначальное и
существующее наряду с телом (Декарт, Спенсер, Вундт, Джеме). В
домарксовском материализме (Демокрит, метафизический
материализм) душа понималась как производное, вторичное,
зависимое от тела, но при этом душа, психическая деятельность,
сводилась к механическим или физико-химическим процессам.
Нередко отдельные философы-материалисты допускали всеобщую
одушевленность мира (Ги-лозоизм). В русле идеализма
(неоплатонизм, Шеллинг, Соловьев) представления об одушевленной
природе как организме выражались в идее “мировой души”. Научное
объяснение человеческой психики дается в диалектическом
материализме.
ДУХ (лат. spiritus — буквально:
дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) — в широком смысле
слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию, в
отличие от материального начала; в узком смысле однозначно с
понятием мышления. Представители различных течений философии
выделяют субъективный дух (субъект, личность, индивид),
абсолютизация которого ведет к субъективному идеализму, и
объективный дух (сознание, оторванное от человека и
мистифицированное в качестве самостоятельной силы), признание
первичности которого ведет к объективному идеализму. Античная
философия рассматривала дух как условие и результат высших форм
деятельности (напр., для Аристотеля это мышление о мышлении,
наслаждение теорией). Однако дух понимался и как сверхразумное
начало, познаваемое непосредственно, интуитивно (Плотин). Такая
точка зрения внешне близка религиозной идеологии, согласно
которой дух— бог, сверхъестественная сущность, могущая быть лишь
предметом веры. Представители нем. классического идеализма
подчеркивали активность дух , рассматривая его прежде всего с
точка зрения деятельности самосознания. Так, Гегель понимал дух
как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме,
как единство практической и теоретической деятельности: бытие
дух есть его деяние, хотя это деяние понимается только как
познание. Дух, по Гегелю, преодолевает природное, чувственное и
поднимается до самого себя в процессе самопознания.
Материалистическая философия рассматривает дух как вторичное по
отношению к природе. Для античных материалистов дух есть
наиболее разумная часть души, разлитая по всему телу.
Материалисты 17—18 вв. (Гоббс, Локк) понимали дух лишь как
комбинацию ощущений или общее чувство, в целом — как
разновидность чувственного познания. Диалектический материализм
не сводит духовное к простой сумме ощущений и связывает его с
процессом и результатами человеческой деятельности, с духовным
производством. Духовное есть особый, высший результат
материальной, общественно-исторической практики людей; по словам
Энгельса, мыслящий дух — “высший цвет” материи. Духовная жизнь
общества —общественное сознание — выступает как отражение
общественного бытия. В то же время она активно воздействует на
общественное бытие, на практическую деятельность человечества.
ЗАКОН — внутренняя существенная и устойчивая
связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. На основе знания
закон возможно достоверное предвидение течения процесса. Понятие закон близко к
понятию закономерности, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных
по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в
изменениях системы. Вместе с тем закон выражает одну из сторон сущности,
познание которой в теории совпадает с переходом от эмпирических фактов к
формулировке законов изучаемых процессов. “3акон есть отражение существенного в
движении универсума” (Ленин В. И. Т. 29. С. 137). Типы закона в объективном мире
весьма многообразны. Одни закон выражают функциональную взаимосвязь между
свойствами объекта (напр., закон взаимосвязи массы и энергии), др.— взаимосвязь
между самими материальными объектами в больших по размерам системах (напр.,
закон электромагнитных и гравитационных взаимодействий), между самими системами
либо между различными состояниями или стадиями в развитии систем (напр., закон
возрастания энтропии, закон перехода количественных изменений в качественные и
др.). законы различаются также по степени общности и сфере действия. Частные,
или специфические, законы выражают связь между конкретными физическими,
химическими или биологическими свойствами тел. Всеобщие законы выражают
взаимосвязь между универсальными свойствами и атрибутами материи. Они
проявляются на всех известных структурных уровнях материи и изучаются
диалектическим материализмом на основе синтеза достижений др. наук. Все явления
в мире подчиняются определенным законом, то есть все детерминировано,
обусловлено объективными законами Существуют различные формы и законы
детерминации. Если предшествующие состояния системы однозначно предопределяют ее
последующие состояния, то изменение такой системы подчиняется динамическим
законом, однозначной детерминации. Если же в сложной системе предшествующие
состояния определяют последующие неоднозначно, то изменение такой системы
подчиняется вероятностно-статистическим законам. В природе законы реализуются
бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В
обществе все социальные законы реализуются благодаря сознательной
целенаправленной деятельности людей, субъективному фактору. Реализация законов
зависит от наличия соответствующих условий. Создание последних обеспечивает
переход следствий, вытекающих из законов, из сферы возможного в сферу
действительного. Но люди при этом не создают сами законы, а только ограничивают
или расширяют сферу" их действия в соответствии со своими потребностями и
интересами. Сами же законы существуют объективно, независимо от сознания людей,
как выражение необходимых, существенных, внутренних отношений между свойствами
вещей или различными тенденциями развития.
ЗНАК — материальный чувственно воспринимаемый
предмет, событие или действие, выступающее в познании в качестве указания,
обозначения или представителя др. предмета, события, действия, субъективного
образования. Анализ понятия знак занимает важное место в философии, логике,
лингвистике, психологии и т. д. Большое внимание рассмотрению гносеологических
функций знака уделяли античные философы (Платон, Аристотель, стоики), мыслители
17— 18 вв. (Локк, Лейбниц, Кондильяк). В 19 в. новые моменты в исследование
закона внесли лингвистика и математическая логика. В 20 в. сложилась особая
наука о знаках— семиотика (Пирс, Соссюр. Ч. Моррис, представители современного
структурализма). Для понимания природы знака первостепенное значение имеет
выделение особых социальных ситуаций (т. наз. знаковых), в которых происходит
использование знаков. Подобные ситуации неразрывно связаны со становлением речи
(языка) и мышления. Знаки обычно подразделяются на языковые и неязыковые;
последние, в свою очередь,— на знаки-копии, знаки-признаки, знаки-сигналы и т.
д. Чрезвычайно существенна связь знака с процессом передачи информации. Из
определения знака вытекает его важнейшее свойство; будучи некоторым материальным
объектом, знак служит для обозначения ч. -л. др.; в силу этого понимание знак
невозможно без выяснения его значения — как предметного (обозначаемый им
объект), так и смыслового (образ обозначенного объекта) и экспрессивного
(выражаемые с его помощью чувства и т. д.) (Значение и смысл). В семиотике
различают отношения знаков друг к другу (синтаксис), отношения знаков к тому,
что ими обозначается (семантика), и отношения использующего знаки к
употребляемым им знаковым системам (прагматика). Большое значение для создания
теории знаков имеет исследование формализованных знаковых систем, проводимое в
рамках математической логики и математики. Несмотря на интенсивные разработки во
всех указанных направлениях, задача построения синтетической концепции знаков до
сих пор не решена. Это обусловлено прежде всего тем, что знак принадлежит к
сложным структурным образованиям, методы исследования которых пока еще не
разработаны в достаточной мере. Для построения синтетической теории знаков
необходим детальный анализ структуры и функций общественно-производственной
деятельности, порождающей множество знаковых систем, в первую очередь
естественные языки. Исследование знаковых систем включает: 1) установление
действий, которые производятся с ними; 2) описание и изображение связей,
устанавливаемых между знаками и др. элементами человеческой деятельности; 3)
описание свойств-функций, возникающих у знаков благодаря этим связям. Значение
знака складывается в результате фиксации всех этих компонентов.
ИДЕАЛ
(греч. idea — вид, образ, представление, понятие) — 1) общественный —
соответствующее экономическим и политическим интересам к.-л. социальной группы
представление о наиболее совершенном общественном строе, который является
конечной целью ее стремлений и деятельности. В истории общественного сознания
складывались как прогрессивные идеалы, которые в той или иной степени
соответствовали объективной тенденции развития общества и были идейной основой
революционных движений, так и реакционные идеалы, отражавшие интересы и
представления отживших классов, противоречащие ходу общественного развития.
Утопическими были многие прогрессивные идеалы прошлого (Утопический социализм);
2) нравственный — представления о нравственном совершенстве, чаще всего
выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые
могут служить высшим моральным образцом. Он отражает социально-экономическое
положение класса и соответствует его критерию нравственности и общественному
идеалу. Вместе с тем нравственный идеал содержит и общечеловеческие ценности.
Возможно большее приближение к нравственному идеалу— цель нравственного
воспитания; 3) эстетический — исторически наиболее полное гармоническое единство
субъекта и объекта, человека и общественного целого (а также природы), находящее
выражение в свободном и универсальном развитии человеческих творческих сил как
самоцели. Будучи основой творчества в любой области деятельности, эстетический
идеал служит одновременно и критерием оценки прекрасного в жизни и в искусстве.
ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme, от греч. idea
— вид, образ, понятие) — одно из гл. направлений в философии; исходит из
первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального,
природного, физического. Идеализм возник более 2,5 тыс. лет назад, но как
философская доктрина, в решении основного вопроса философии противостоящая
материализму, воспроизводится и по сей день. Идеализм представляет собой
теоретически развернутую форму философского мышления, которая индуцируется
достаточно глубокими основаниями, называются гносеологическими и классовыми
корнями идеализации. Основной познавательный исток идеализма— одушевление
первобытным человеком объективного мира (антропоморфизм, гилозоизм, анимизм и
др.), восприятие явлений по аналогии с обусловленной сознанием и волей
человеческой деятельностью. В дальнейшем, с возрастанием степени абстрактности
мышления, гносеологическими корнями идеализма служат отрыв общего от единичного,
сущности от явления, предпосылки которых коренятся в самой природе мыслительной
деятельности на теоретическом уровне. Оперирование абстрактными объектами
(понятиями, концепциями, моделями) как самостоятельными предметами содержит
возможность неоправданного их противопоставления реальным предметам, отвлечением
от которых они получены. Будучи обособлены от материальных вещей, абстракции
гипостазируются — выносятся вовне познавательного процесса и наделяются
онтологически” статусом. В результате фиксируемые ими универсальные отношения
приобретают .характер фундаментальных праформ, творящих объективные вещи.
Последние, таким образом, становятся полностью зависимыми от абстракций.
Гносеологические корни идеализма закрепляются социальными факторами. Классовые
истоки идеализма— в социальной заинтересованности определенных общественных
групп в сохранении неадекватных теоретических конструкций. С точки зрения своего
генезиса и социального статуса идеализма внутренне родствен религии. Возникнув
как теоретико-логическая проработка и выражение религиозного миросозерцания, И.
нередко выступает средством оправдания и обоснования религиозной веры. Основные
формы идеализации — объективный и субъективный идеализм. Первый за первооснову
сущего принимает безличный универсальный дух, надындивидуальное сознание. Второй
отрицает какую-либо реальность вне индивида: реальность суть плод его духовного
творчества. Субъективный идеализм непоследователен, в “чистом”, логически
завершенном виде нереализуем. Во избежание солипсизма, эгоцентризма, крайнего
скептицизма и релятивизма субъективный идеализм переходит на позиции
объективного. В истории философии объективно-идеалистические учения
первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство). Классической формой
объективного идеализма была философия Платона. Особенность объективного
идеализма Платона, свойственная древнему идеализму вообще,— тесная связь с
мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале нашей эры, в
эпоху кризиса античного общества, когда развивается неоплатонизм, сросшийся не
только с мифологией, но и с крайним мистицизмом. Данная особенность объективного
идеализма еще сильнее выражена в эпоху средневековья, когда философия полностью
подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский). Перестройка объективного
идеализма, произведенная прежде всего Фомой Аквинским, основывалась на
искаженном аристотелизме. После Декарта в философии нового времени по мере
усиления индивидуалистических мотивов все больше развивался субъективный
идеализм. Классическим проявлением субъективного идеализма стала
гносеологическая часть системы Беркли и философии Юма. В философии Канта с
материалистическим утверждением о независимости- “вещей в себе” от сознания
субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно-идеалистическое положение об
априорных формах этого сознания, а с другой— объективно-идеалистическое
признание сверхиндивидуального характера этих форм. Субъективно-идеалистическая
тенденция в дальнейшем возобладала в философии Фихте, а
объективно-идеалистическая — в философии Шеллинга и особенно Гегеля, который
создал всеобъемлющую систему диалектического идеализма. В 20-м столетии широкое
распространение получили такие формы идеализма, как экзистенциализм и
неопозитивизм, а также ряд школ католической философии, прежде всего неотомизм.
Три названных течения — главные разновидности идеализма середины 20 в., но
наряду с ними и внутри них во второй половине века продолжался процесс
расщепления идеализма. Среди многообразных форм современного идеализма— наиболее
влиятельные феноменология, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская
антропология, критический рационализм, философская герменевтика.
ИДЕЯ (греч. idea — буквально: “то, что видно”,
образ) — философский термин, обозначающий “смысл”, “значение”, “сущность” и
тесно связанный с категориями мышления и бытия. В истории философии категория
“идеи” употребляется в различных смыслах. Когда идея рассматривается только как
существующая в сознании, она обозначает: I) чувственный образ, возникающий в
сознании как отражение чувственных предметов (Наивный реализм); 2) “смысл” или
“сущность” вещей, сводимые к ощущениям и впечатлениям субъекта или к творческому
началу, порождающему мир (Субъективный идеализм). В некоторых философских
системах идея обозначала и материалистический принцип (так, Демокрит называет
свои атомы “идеями”). В системах объективного идеализма. Идея считается
объективно существующей сущностью всех вещей (Объективная идея). У Гегеля,
напр., идея — смысл и творец всех вещей,— развиваясь чисто логически, проходит
стадии объективную, субъективную и абсолютную. Решение вопроса об идеи зависит
от правильной постановки вопроса об отношении мышления к бытию. Последовательно
научно он разработан только в диалектическом материализме, где идея
рассматривается как отражение объективной реальности. Вместе с тем
подчеркивается и обратное влияние идеи на развитие материальной действительности
в целях ее преобразования. Под идеей понимается также одна из форм, способ
познания, смысл которых заключается в формулировании обобщенного теоретического
принципа, объясняющего сущность, закон явлений. Таковы, напр., идеи о
материальности мира, о двойственном корпускулярно-волновом характере вещества и
поля и т. д.
ИМЯ — выражение языка, обозначающее
некоторый предмет, понимаемый в самом широком смысле — как все, что мы можем
назвать, а не только как материальный объект. В логической семантике обычно
рассматривается т. наз. “семантический треугольник”: 1) имя; 2) предмет,
обозначаемый им (денотат, или десигнат); 3) смысл имени (Значение и смысл). В
отличие от обычного словоупотребления современная логика рассматривает в
качестве имен не только термины (слова), но и предложения. Денотатом термина
считается обозначаемый им объект, смыслом термина — выражаемое им свойство.
Денотатом предложения считается его значение истинности (т. е. истина или ложь),
смыслом — выражаемое им суждение.
ИСКУССТВО — специфическая форма общественного
сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение
действительности в художественных образах, один из важнейших способов
эстетического освоения мира. Марксизм отвергает идеалистические толкования
искусства, согласно которым оно является продуктом и выражением “абсолютного
духа”, “мировой воли”, “божественного откровения” либо подсознательных замыслов
и переживаний художника. Источником возникновения художественной деятельности, а
также предшествовавшего ему процесса формирования эстетических чувств и
потребностей человека явился труд. Первые следы первобытного искусства относятся
к эпохе позднего палеолита, примерно за 40—20 тыс. лет до н. э. У первобытных
народов связь искусства с трудом непосредственна, в дальнейшем она становится
более сложной. В своем содержании искусство тесно связано с изменениями в
социально-экономической структуре общества. Являясь формой отражения
общественного бытия, искусство так или иначе связано с др. явлениями духовной
жизни общества: с наукой, идеологией, моралью. В то же время искусство обладает
рядом определяющих особенностей, отличающих его от всех др. форм общественного
сознания. Специфическим предметом искусства являются эстетические отношения
человека к действительности, его задача — художественное освоение мира. Именно
поэтому в центре произв. искусство оказываются человек, общественная связь и
взаимоотношения людей, их жизнь и деятельность в определенных
конкретно-исторических условиях. Предмет искусства (жизнь во всем ее
многообразии) осваивается, перерабатывается и отражается художником в
специфической форме — в художественных образах. Специфика способов
воспроизведения действительности я художественных задач, а также материальных
средств создания художественного образа определяет особенности видов искусства.
Так, в литературе эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово;
в живописи — через зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира; в
скульптуре — через пластические образы, объемно-пространственные формы; в
графике — через линию рисунка, штрих, светотень; в музыке — через
звукоинтонации; в театре и кино — через воплощение живыми людьми — актерами
действий героев и лежащих в их основе драматических конфликтов; гл. особенностью
архитектуры и декоративно-прикладного искусства является единство в их
произведениях утилитарных и эстетических принципов. Предмет и форма отражения
действительности в искусстве обусловливают его специфическую функцию —
удовлетворение эстетических потребностей людей путем создания произв., могущих
доставить человеку радость, наслаждение, духовно обогатить его и вместе с тем
пробуждать в нем художника, способного в конкретной сфере своей деятельности
творить по законам красоты. Через эту единую эстетическую функцию искусства
проявляется его познавательное значение и осуществляется его
идейно-воспитательное воздействие на людей. Хотя общая линия развития искусства
— линия углубления художественного отражения действительности, развитие это
неравномерно. Так, уже в античном мире искусство достигает высокого уровня и
приобретает в известном смысле значение нормы. В то же время капиталистический
способ производства, неизмеримо более высокий, чем рабовладельческий, враждебен,
по выражению Маркса, искусство, поскольку он чужд высоким социальным и духовным
идеалам. Высший эстетический идеал лежит в основе подлинно гуманистического
искусства.
ЛЮБОВЬ —интимное и глубокое чувство,
устремленное на др. личность, человеческую общность или идею. Любовь включает в
себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности.
Любовь возникает как самое свободное и “непредсказуемое” выражение глубин
личности; ее нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и
сложность явления любви определяются тем, что в нем, как в фокусе, пересекаются
противоположности биологического и духовного, личностного и социального,
интимного и общезначимого. В мифе и древнейших системах философии любовь
понимается как “эрос”, космическая сила, подобная силе тяготения. Для греч.
мысли характерно учение о любви как строящей, сплачивающей, движущей и
соразмеряющей энергии мироздания (орфики, Эмпедокл). Даже Аристотель видит в
движении небесных сфер проявление некоей вселенской любви к духовному принципу
движения — неподвижному перво-двигателю. Любовь индивидуальна и в каком-то
смысле уникальна, отражая неповторимые черты жизненного пути каждого человека,
быт и нравы народа, своеобразие определенной культуры.
МАТЕРИЯ — объективная реальность,
существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Материя
охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира,
является субстанциальной основой всевозможных свойств и форм движения. Материя
не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных форм,
различных объектов и систем. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во
времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях, неразрывно
связана с движением, способна к неугасающему саморазвитию, которое на
определенных этапах, при наличии благоприятных условий, приводит к возникновению
жизни и мыслящих существ. Сознание выступает как высшая форма отражения,
присущего материи. Субстанциальность, всеобщность и абсолютность материи
характеризует материальное единство мира. В мире нет ничего, что не было бы
определенным видом или состоянием материи, ее свойством или формой движения,
продуктом ее исторического развития. Признание материального единства мира
является исходным принципом философского материализма в противоположность всем
идеалистическим концепциям, в которых в качестве субстанции всех явлений в мире
принимается божественная воля, “абсолютная идея”, дух, энергия (Энергетизм) и т.
п. Материю нельзя сводить к определенным ее конкретным формам, напр. к веществу
или атомам, т. к. существуют невещественные виды материи— электромагнитные и
гравитационные поля, нейтрино различных типов, обладающие весьма сложной
структурой. материя неисчерпаема, и ее познание потенциально не ограничено.
Вместе с тем материя всегда обладает упорядоченной системной организацией и
неотделима от различных свойств и форм движения. С точки зрения современной
науки основные формы М.— это: 1) системы неживой природы (элементарные частицы и
поля, атомы, молекулы, макроскопические тела, космические системы различных
порядков);2) биологические системы (вся биосфера, от микроорганизмов до
человека); 3) социально организованные системы (человек, общество). Но М. не
сводится только к этим формам, так как в бесконечном мире существуют и
качественно иные виды материи как объективной реальности, напр. микрообъекты в
структуре “элементарных” частиц. Философское понимание материи как объективной
реальности конкретизируется естественнонаучными теориями о строении и законах
движения материи, раскрывающими структуру объективной реальности. Но было бы
неправильно отождествлять философскую категорию материи с конкретными
физическими или химическими представлениями о материи, так как последние имеют
локальный характер и не охватывают всего бесконечного многообразия реально
существующих видов материи.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
—система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как
отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции,
программы деятельности людей. Субъектом (или носителем) мировоззрения является и
отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнона-циональные
или религиозные общности, и классы, и общество в целом. Мировоззрение отдельного
индивида формируется под воздействием — спонтанным либо целенаправленным —
мировоззрение общества и тех социальных общностей, в которые он входит. Вместе с
тем оно всегда отличается личностным своеобразием, в котором находит свое
выражение специфический жизненный опыт данного индивида, В составе мировоззрения
выделяют такие качественно различные элементы, как знания и убеждения.
НАУКА —
сфера исследовательской деятельности, направленная на
производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и
включающая в себя все условия и моменты этого производства:
ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с
разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения,
экспериментальное и лабораторное оборудование; методы
научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный
аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных
знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства,
либо результата научного производства.
ПОЗНАНИЕ —
общественно-исторический процесс творческой деятельности людей,
формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы
человеческие действий. В истории классовых формаций, где существует
противоположность между умственным и физическим трудом, где творческая,
открывающая и созидающая новое деятельность социально противопоставлена
деятельности исполнительской, рутинной, познание выступало, как правило,
особой функцией тех, кто профессионально осуществлял тот или иной вид
духовного производства (научную, эстетическую, этическую,
религиозно-нравственную и др. виды деятельности).
ПОНИМАНИЕ —присущая сознанию форма освоения действительности, означающая
раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета. При этом
окружающая человека реальность, прежде всего социально-культурная, а
также природная, преломляется в связную систему предметов “мира
человека”. Включенные в этот мир вещи и явления предстают как носители
смыслов и значений (Значение и смысл). Понимание и есть процесс
выработки, постижения, освоения их человеком.
ПОНЯТИЕ — одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с
применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений.
Понятием называется также мысль, представляющую собой обобщение (и
мысленное выделение) предметов некоторого класса по их специфическим (в
совокупности отличительным) признакам, причем предметы одного и того же
класса (атомы, животные, растения, общественно-экономические формации и
т. п.) могут обобщаться в понятия по разным совокупностям признаков.
ПРЕКРАСНОЕ — категория эстетики, в которой находят отражение и оценку
явления действительности и произв. искусства, доставляющие человеку
чувство эстетического наслаждения, воплощающие в предметно-чувственной
форме свободу и полноту созидательных и познавательных сил и
способностей человека во всех областях общественной жизни: трудовой,
социально-политической, духовной.
ПРИНЦИП (лат. principium — основа,
первоначало) — первоначало, руководящая идея основное правило поведения.
В ранней античной философии в качестве первоначала принимали воду,
воздух, огонь, землю и т. д. Принцип рассматривали как выражение
необходимости или закона явлений. В логическом смысле принципа есть
центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и
распространение к.-л. положения на все явления той области, из которой
данный принцип абстрагирован. Под принципом действия, иначе называемого
максимой, подразумевается, напр., этическая норма, характеризующая
отношения людей в обществе.
ПРИРОДА — окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих
проявлений. Природа представляет собой объективную реальность,
существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни
конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном
движении и изменении. Иногда природу называют лишь ее часть — биосферу
нашей планеты. Именно она, порожденная предшествующим развитием природы,
создала условия для возникновения человека.
ПРОТИВОРЕЧИЕ —категория, вы рожающая внутренний источник всякого
развития, движения противоречия, понятое как только внешнее, не может
быть таким источником. Именно признание внутреннего противоречия,
единства внутреннего и внешнего противоречия отличает диалектику от
метафизики. “...Диалектика есть изучение противоречия в самой сущности
предметов...” (Ленин В. И. Т. 29. С. 227).
РАЗУМ —понятия, выражающие две взаимно необходимые стороны развития
научного познания, а также нравственного и художественного мышления, две
взаимно помогающие друг другу способности.
РАЦИОНАЛИЗМ (лат.
rationalis — разумный). 1. Учение в теории познания, согласно которому
всеобщность и необходимость — логические признаки достоверного знания —
не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть
почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от
рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих
в виде задатков, предрасположений ума. 2. В богословии рационализм—
направление, согласно которому приемлемы только те догматы веры, какие
ум считает согласными с логикой и с доводами разума.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ — категория морально-правового и социально-политического
сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися
представлениями о неотъемлемых правах человека. Справедливость
подразумевает требование соответствия между практической ролью человека
или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между
их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и
вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их
общественным признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается
как несправедливость.
СУБСТАНЦИЯ (лат.
substantia — сущность) —объективная реальность в аспекте внутреннего
единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и
истории, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная
категория научного познания, теоретического отражения конкретного
(Абстрактное и конкретное). В истории философии первоначально субстанция
понимается как вещество, из которого состоят все вещи.
СУЩНОСТЬ — смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие
от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состоянии вещи под влиянием
тех или иных обстоятельств. Понятие “сущность” очень важно для всякой
философской системы, для различения этих систем с точки зрения решения
вопроса о том, как сущность относится к бытию и как сущность вещей
относится к сознанию, мышлению.
ТВОРЧЕСТВО —процесс человеческой деятельности, создающий качественно
новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой
возникшую в труде способность человека из доставляемого
действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей
объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным
общественным потребностям.
ТЕОРИЯ (греч. theoria — наблюдение, рассматривание, исследование) —
система обобщенного достоверного знания о том или ином “фрагменте”
действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает
функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.
Термин “теория” имеет различные значения, позволяющие отличить ее от
практики или же противопоставить гипотезе (как не проверенному,
предположительному знанию). Теория отлична от практики, т. к. является
духовным, мысленным “слепком”, отражением и воспроизведением реальной
действительности. ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo — люблю и sofia
— мудрость; буквально — любовь к мудрости) — форма духовной
деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных
мировоззренческих (Мировоззрение) вопросов, связанных с выработкой
целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Рождение философии
как специфической формы духовной деятельности было обусловлено великим
культурным переворотом в Древней Греции (8—5 вв. до н. э.),
общественно-политической основой которого явилась полисная демократия,
открывшая дорогу к свободному обсуждению политических, социальных и
духовно-нравственных проблем. Термин “философия” впервые встречается у
древнегреческая математика и мыслителя Пифагора (около 580—500 до н.
э.), истолкование же философии как особой науки впервые предпринял
Платон. В отличие от иных форм мировоззренческого сознания —
предшествующей философии мифологии и религиозного мировоззрения —
философское сознание избрало своим ориентиром не авторитет и традицию,
не слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное,
основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и
человеческой жизни. Ф. противопоставила антропоморфизму мифологии
представление о мире как о сфере действия безличных объективных сил, а
традиционности и непосредственности мифа — сознательный поиск
альтернативных вариантов подобных представлений, их взаимную критику и
принятие какой-либо из этих вариантов на основе логической аргументации.
Это же стремление к выработке целостной системы миропонимания на основе
интеллекта отличает философии от религиозного сознания (Религия), с
которым она в течение мн. веков находилась в тесном, порой весьма
противоречивом, сложном взаимодействии и для которого характерно
преимущественное внимание к эмоциональной сфере мировоззрения, к
тревогам и надеждам человека, к поиску веры, к стремлению к личностному
общению с абсолютом. Философия, таким образом, выступает как
рационально-теоретическая форма мировоззрения. Напряженность творческих
поисков философской мысли связана прежде всего со стремлением
теоретически осмыслить проблемы взаимоотношений человека и мира,
“вписанности” человека в мир, выработать такое целостное понимание мира,
которое давало бы возможность включить в него человека и при этом
рассматривать человека с точки зрения универсума в целом, понять его
место и предназначение в природном и социальном мире. Основной вопрос
заключается здесь в том, что человек выступает не просто как часть мира
в ряду др. вещей, а как бытие особого рода, выходящее за рамки мира
объектов, обладающее душевной и духовной жизнью, способное проявлять
активное отношение к миру. В философии данный вопрос теоретически
заострен, выступает наиболее рельефно, составляет основу всех
философских размышлений об отношении субъекта и объекта, духовного и
материального, сознания и бытия (Основной вопрос философии), свободы и
необходимости. “Единство противоположностей”, заложенное в самой
сущности философской мысли, связанное с необходимостью “включения”
человека в мир и вместе с тем учета его особого места в мире, определяет
глубинную диалектику философского сознания. Акцентирование той или др.
стороны проблемы, ориентация на тот или мной ее полюс и явились
предпосылкой противопоставления материализма и идеализма, философских
концепций, стоящих на позициях детерминизма или подчеркивающих
значимость свободы воли, антропо-логистских или космологистских
тенденций и т. д. Философская мысль всегда двигалась в “силовом поле”
взаимной полемики этих концепций и течений, и поэтому внутреннее
единство философии может быть понято только через эту полемику. через
диалогичность философского сознания. Выдвигая определенное понимание
“включенности” человека в мир, его места и предназначения в мире,
философия так или иначе, в более или менее явном виде намечает некоторые
“предельные основания” сознательного отношения к миру, систему духовных
ценностей, определяющих социальную и личностную программу человеческой
жизнедеятельности, задает ее смысловое содержание и направленность. Она
всегда выступала не просто как констатация “сущего”, а как теоретическое
обоснование программы действия человека в мире, реализации “должного”.
Философское сознание органически связано с нравственностью. Но в отличие
от нравственного и др. форм ценностного сознания, реализующих ценности
как некие безусловные основания деятельности, философия подвергает
последние теоретическому критико-рефлексивному анализу, рассматривая
ценности как основания отношения к миру, реализации “должного” в
контексте бытия, универсума в целом. В своем развитии она постоянно так
или иначе опиралась на опыт др. видов общественного сознания, др.
способов освоения действительности. Значимость влияния науки,
нравственности, искусства, идеологии, личностного опыта на философские
течения различна, и это во ми. определяло специфику отдельных стилей
философского сознания. Так, скажем, позитивизм, в т. ч. неопозитивизм,
стремился ориентироваться на опыт научного познания, экзистенциализм же
— прежде всего на опыт личностного отношения к миру. Преимущественное
обращение к тем или иным формам сознания обусловливает и различие в
отношении понимания роли рациональности а философском сознании; наряду с
последовательной ориентацией на рациональное познание, а с развитием
науки — на научное познание (Сциентизм) в философии существовали и
существуют течения, опирающиеся на интуицию, личностно-эмоциональный
опыт, эстетическое восприятие мира и пр. Однако и эти направления, коль
скоро они опираются на рациональный анализ исходной философской
проблематики, на аргументацию в выборе позиции, не выходят за рамки
философии как формы теоретического сознания. Опираясь на опыт различных
форм познавательного, ценностного и практического освоения мира,
осмысливая и перерабатывая в своих понятиях мировоззренческие идеи,
рождаемые в политическом, юридическом, нравственном, художественном,
научном, техническом сознании, синтезируя .многообразные системы,
практические знания, а с возрастанием роли науки — нарастающие массивы
научного знания, философия осуществляет интеграцию всех форм
деятельности человека в данный исторический период, выступает в качестве
самосознания эпохи. Маркс рассматривал философию как особый тип духовной
деятельности, непосредственно сопряженный с социальной практикой данной
эпохи, ориентированный на решение тех задач, которые наиболее актуальны
в определенный исторический период. В современных условиях эти задачи
связаны прежде всего с выработкой сознания, предполагающего
ответственность людей перед лицом глобальных проблем, от которых зависит
выживание человечества, с развитием нового мышления в отношениях между
людьми, определением приоритетных целей и направлений в решении
социально значимых проблем, в осуществлении перестройки всех сторон
жизни нашего общества.
ЦЕЛЬ — предвосхищение в сознании
результата, на достижение которого направлены действий. В качестве
непосредственного мотива цель направляет и регулирует действия,
пронизывает практику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою
волю. Цель, выражая активную сторону человеческого сознания, должна
находиться в соответствии с объективными законами, реальными
возможностями окружающего мира и самого субъекта. В целенаправленной
деятельности людей находит свое проявление диалектическое
взаимоотношение между свободой ч необходимостью. Цель может стать силой,
изменяющей действительность, только во взаимодействии с определенными
средствами, необходимыми для ее практической реализации. Различаются
отдаленные, близкие и непосредственные, общие и частные, промежуточные и
конечные цели. В условном смысле термином “цель” в науке (биология,
кибернетика) обозначается вообще состояние системы, достигаемое путем
обратной связи (Целесообразность).
ЧЕЛОВЕК —субъект
исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на
Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens),
генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря
способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью,
мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. Философские
концепции человека образуют сложный конгломерат идей (экзистенциализм,
философская антропология), вращающихся вокруг двух полюсов —
идеалистического, религиозно-мистического понимания сущности человека и
натуралистического антропологизма, использующего биологизаторские
подходы. Марксизм связывает понимание сущности человека с общественными
условиями его функционирования и развития, сознательной деятельностью, в
ходе которой человек оказывается и предпосылкой и продуктом истории.
|